Дайджест ABLE для ивентеров

1
Все чаще клиенты приходят к ивент-компаниям не только за ярким событием, но и за содержательной частью — стратегическим обсуждением, которое помогает команде договориться о будущем. В такие моменты важно понимать, что именно скрывается за словом «стратсессия» и чем этот формат отличается, например, от деловой игры. Знание базовых принципов поможет вам уверенно отвечать на запросы клиентов и включать стратегическую часть в программы ваших мероприятий.

В этом материале мы разберем, что такое стратегическая сессия, зачем она нужна, чем этот формат отличается от деловой игры. А также мы собрали практические советы: какое помещение выбрать, какое оборудование и канцелярию предусмотреть, сколько человек оптимально приглашать и какие вопросы задать клиенту на брифе. Все это поможет вам включать стратегическую часть в программу событий и уверенно отвечать на запросы клиентов.
Стратсессия VS деловая игра
Стратегическая сессия — это встреча или цикл встреч, в ходе которых определяется текущая позиция компании, перспективное видение развития, дорожная карта для достижения стратегических результатов.
Также на встречах, которые называют стратегическими сессиями, рассматриваются вопросы корректировки текущей дорожной карты и отдельные стратегии для продуктов или направлений. Стратсессии могут включать в себя индивидуальную и групповую работу, встречи с экспертами.
Деловая игра — это интерактивный метод обучения и вовлечения команды, в котором участники действуют в смоделированной ситуации, максимально приближенной к реальности. В процессе игры они пробуют разные роли, принимают решения, сталкиваются с последствиями своих шагов и анализируют результат.
Задачи деловой игры могут быть разными, например, развитие управленческих и коммуникационных навыков; тренировка стратегического мышления и командного взаимодействия; создание общего опыта, на который можно опираться при дальнейшей работе.

Она помогает «разогреть» участников, вовлечь их в тему и сделать обсуждение более наглядным. Но в отличие от стратегической сессии, ее результат — это не готовые решения для бизнеса, а инсайты и опыт, которые потом можно использовать в реальной работе.
В чем же разница?
Стратсессия касается реальной стратегии бизнеса: видение, цели, решения и план действий. Деловая игра — это инструмент, который моделирует ситуацию или рынок и позволяет участникам «потренироваться» в принятии решений, увидеть разные сценарии и их последствия.

Разница в том, что стратсессия всегда опирается на реальные задачи компании и ведет к конкретным решениям. А деловая игра — больше про обучение, развитие навыков и взгляд на ситуацию «со стороны». При этом форматы могут дополнять друг друга. Деловая игра часто выглядит как отдельный динамичный блок в программе мероприятия.  Например, так игра в начале стратегической сессии помогает разогреть команду, создать общий контекст и расширить взгляд участников. А сама стратсессия переводит этот опыт в реальные шаги для компании.
Практические советы для организации пространства
Итак, мы разобрались в том, чем стратегическая сессия отличается от деловой игры. Но знание формата — это только половина дела. Чтобы подготовить сильное предложение и организовать сессию без лишних рисков, важно учесть множество практических деталей: от выбора помещения и рассадки до списка канцелярии и вопросов для брифа.

Ниже мы собрали рекомендации в расчете на группу из 20 участников. У каждого фасилитатора могут быть свои требования и предпочтения, но для предварительной подготовки предложения вы можете смело опираться на этот список.
Помещение
Комфортное и функциональное помещение — это база. Если участникам неудобно сидеть, душно или некуда прикрепить листы с результатами работы, обсуждение становится суетливым и поверхностным. Когда пространство продумано, людям легче сосредоточиться, глубже мыслить и включаться в процесс.
Рекомендации
  • Площадь зала — желательно от 100 кв. м на 20 человек
  • Важно, чтобы можно было свободно перемещаться и переставлять мебель
  • Рассадка может меняться в течение сессии
    • полукруг для общих обсуждений
    • «острова» (стол + стулья вокруг) для групповой работы
    • свободное пространство для подвижных активностей
  • Возможность размещать листы флипчартов на стенах с помощью бумажного скотча
  • Помещение должно быть светлым и просторным, с окнами
    Хорошо, если есть доступ в зеленую зону или вид за горизонт — это помогает стимулировать мышление
  • Нежелательно выбирать подвалы или темные лофты
    отсутствие света и воздуха сильно ограничивает креативность
Мастхэв для комфорта участников
  • Вода в свободном доступе: кулер со стаканами или бутылочная вода (из расчета 1 литр на человека)
  • Кофе-брейки и обеды лучше организовать в отдельном помещении, чтобы избежать запахов и шума
  • Для личных вещей участников выделить отдельное пространство или стол
  • В зале разместить корзины для мусора (стикеры, бумага, упаковки)
  • При желании предусмотреть отдельную зону для welcome-завтрака
Мебель и оборудование
Функциональная мебель и оборудование позволят легко перестраивать формат взаимодействия и обеспечить комфорт на протяжении всего дня.
Рекомендации
  • Мебель должна легко передвигаться
  • Столы
    4 прямоугольных, рассчитанные на 4−5 человек каждый
  • Стулья
    По числу участников + фасилитатор. Удобные, но не громоздкие
  • Флипчарты
    4 шт. (по одному на каждую группу) + 1−2 для фасилитатора
  • Техника
    Проектор или большая плазма, экран, кликер
Канцелярия
Канцелярские материалы должны быть не только удобными в работе, но и эстетичными: красиво оформленные результаты приятно рассматривать, а это усиливает эффект сессии.
Рекомендации
  • Бумага для флипчартов
  • Бумага А4 белая: 1 пачка
  • Стикеры квадратные 76×76 мм (разные цвета): 2−4 упаковки по 400 листов
  • Стикеры прямоугольные 76×127 мм: 4 упаковки
  • Малярный скотч белый широкий: 1 рулон
  • Ножницы: 1 шт
  • Ручки: по числу участников
  • Маркеры: 20 шт, разных цветов (черный, темно-синий, темно-зеленый, красный)
Количество участников
Формат стратегической сессии напрямую зависит от числа участников: от глубины обсуждения до характера решений, которые можно принять.
Рекомендации
  • До 12 человек
    Глубинное обсуждение и выработка стратегических решений (стратегическая работа команды)
  • 15−20 человек
    Стратегическая работа команды: синхронизация, генерация идей, выработка решений
  • 25+ человек
    Формат, предполагающий сбор идей и синхронизацию. Принимать решения в таком составе трудно, но результаты могут быть учтены в стратегическом документе компании
При планировании стратсессии важно заранее уточнять, сколько человек будет участвовать. От этого зависит не только формат обсуждения, но и выбор площадки, оборудования и подхода для проектирования сессии. Лучше уточнить цифры на этапе брифа, тогда получится подготовить предложение, которое реально сработает для вашего клиента.
Вопросы для брифа клиента
Правильно составленный бриф помогает сразу понять, действительно ли компании нужна стратегическая сессия, или речь идет о другом формате, например, том же тимбилдинге.
  • Расскажите о компании: сфера, продукты/сервисы
  • Какие вызовы и ключевые вопросы стоят перед бизнесом сейчас?
  • Что важно обсудить на стратегической сессии?
  • Какой результат ожидается по итогам?
  • Какие артефакты нужны: дорожная карта, список ценностей, формулировка миссии, продуктовый список и др.?
  • Кто будет участвовать (ТОПы, ТОП-1, мидл-менеджеры, подразделение и др.)?
  • Кто заказчик? Будет ли он на сессии?
  • Нужен ли фасилитатор, который поможет провести обсуждение, или эксперт, который внесет контент?
  • Какого уровня опыт требуется от фасилитатора? (Чем сложнее запрос и больше стейкхолдеров, тем выше должна быть квалификация)
Хорошо составленный бриф экономит ваше время и время клиента, помогает обнаружить реальную задачу, избежать недопониманий и сразу предложить правильный формат. Если ответы на эти вопросы у заказчика есть, то вы сможете быстро собрать предложение. Если нет — это повод обсудить детали глубже, показать свою экспертизу и при необходимости пригласить профессионального фасилитатора.
Как самостоятельно проводить стратсессии с командой
Если вам захочется погрузиться в тему глубже или вы знаете клиента, которому это будет особенно полезно, загляните на курс Елены Литвиновой «Как самостоятельно проводить стратсессии с командой». Там все разложено по полочкам и есть пространство для практики
Подробнее
Почитать дополнительно
Читать статью
Читать статью
Читать статью
Читать статью

Станем вашими партнерами

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
Собрали в одном документе все самое важное о том, как мы работаем:
Если вам нужны партнеры по профессиональному проведению стратегических сессий для ваших клиентов, напишите нам.
Скачать презентацию