Как создать сценарий сессии в четыре раза быстрее

Сооснователь ABLE Елена Литвинова рассказывает, как команда помогает ускорить процесс подготовки к стратегической сессии. Выступление с антиконференции «Никто не знает, как правильно проводить стратсессии — 2024»

Пришла пора признаться — я ненавижу стратсессии.

Я была участником стратсессии, я была заказчиком, я была экспертом на стратсессии. И когда 10 лет назад я ушла с работы в корпорации, решила, что с этими нудными стратсессиями нужно покончить.

По моему опыту, это было так: приехали консультанты, что-то исследовали, уехали. Придумали документ для компании, снова приехали, нам его презентовали и сказали, что вот так мы должны действовать.

Но почему именно так?

Елена Литвинова

сооснователь ABLE


Елена Литвинова

сооснователь ABLE

Пришла пора признаться — я ненавижу стратсессии.

Я была участником стратсессии, я была заказчиком, я была экспертом на стратсессии. И когда 10 лет назад я ушла с работы в корпорации, решила, что с этими нудными стратсессиями нужно покончить.

По моему опыту, это было так: приехали консультанты, что-то исследовали, уехали. Придумали документ для компании, снова приехали, нам его презентовали и сказали, что вот так мы должны действовать. Но почему именно так?
Я решила, что всё, что я буду делать с точки зрения стратсессий, должно быть интересно, вдохновляюще, полезно для тех компаний, с которыми я работаю.
На самом деле мудрость и знание, куда идти, есть внутри компания. Очень важно помочь всем в команде договориться друг с другом и понять, как двигаться вперед.

Вот, например, недавно мы работали с IT-компанией, которая разрабатывает программное обеспечение для сети кофеен. Им нужна была стратегия. Мы предложили провести цикл стратегических сессий — несколько встреч, во время которых разные люди из компании будут обсуждать, что действительно важно. Для этой компании мы позвали эксперта по пользовательскому пути. Но именно команда договорилась и разработала стратегию для себя. По их отзывам, уже сейчас они не тратят время на пустые обсуждения во время встреч.

Или, например, разработка ценностей для компании. У меня был такой опыт в корпоративном мире. Консультанты приехали, о чем-то нас поспрашивали, лингвистически обработали и принесли нам корпоративный кодекс. Спасибо, но что мы с ним будем делать? Никто из нас не понимал, зачем он нужен.

Недавно я работала с региональным банком, который работает еще с 90-х годов. Они попросили разработать им ценности. Но мы сказали, что так делать не будем. Вместо этого собрали тех людей, которые давно работали в компании, организовали стратегическую сессию, во время которой люди рассказывали истории. Обработали эти истории с помощью искусственного интеллекта, потому что люди могут рассказывать истории, но не всегда могут сформулировать, какие ценности за ними стоят. В результате они сами сформулировали ценности на стратсессии. И вот я недавно с ними разговаривала, и они сказали, что после у них минимум в два раза улучшилось качество встреч.
Но как сделать, чтобы стратсессии проходили эффективно?
В 2015 году я решила, что я буду заниматься фасилитацией, в том числе проводить стратегические сессии. И ощутила профессиональное одиночество: когда ты один и отвечаешь вообще за все. Ищешь заказчика, продаешь себя, убеждаешь, что ты лучший. Проектируешь сценарий сессий, проводишь эту сессию, делаешь отчет. И так по кругу, и ты один, как волк-одиночка.

Сложность не только в профессиональном одиночестве, но и в том, что компании сейчас очень разные. У них разные подходы, они говорят на разном языке: KPI, эджайл, скрам и так далее. И ты думаешь, а когда я вот это все должен узнать, когда всему этому учиться? Это действительно сложно.

Есть второй путь. Не узнавать это все, выбрать один-два фрейма и пытаться именно под них подстроить заказчика. А заказчик сопротивляется.
Когда мы полтора года назад с Борисом Альхимовичем создавали компанию ABLE, мы договорились, что в основе наших процессов будет командная работа.
Нам требуется, чтобы с заказчиком работали разные специалисты. У нас есть:
  • 1
    коммерческий специалист, задача которого — взаимодействовать с заказчиком;
  • 2
    проектный менеджер, задача которого — обеспечить пространство для сессии, онлайн или офлайн;
  • 3
    методолог, который разрабатывает сценарий сессий под ТЗ заказчика, под его корпоративную культуру, под его запрос;
  • 4
    фасилитатор, задача которого на самой стратегической сессии сделать так, чтобы группа поговорила друг с другом наилучшим образом, чтобы они получили тот результат, который им нужен;
  • 5
    ко-фасилитатор, который помогает основному фасилитатору, если участников сессии много;
  • 6
    искусственный интеллект, он тоже в команде — он помогает всем этим специалистам провести наилучшую сессию для наших заказчиков.
Мы считаем, что как минимум в четыре раза ускорили подготовку к стратегической сессии по сравнению с тем, как это делает фасилитатор-одиночка. Спасибо команде.
Несомненно, заказчики будут хотеть всё более качественные стратегические сессии с разными подходами. Несомненно, заказчики будут хотеть всё чаще и чаще проводить стратегические сессии. Моя мечта — чтобы каждый мог, если нужно, заказать стратсессию. Несомненно, заказчики поймут в какой-то момент, что для классной стратсессии нужно пять специалистов, а не один.

Чтобы подготовиться к этому, мы создаем экосистему. Есть Факультет корпоративных коммуникаций, на котором можно обучаться фасилитации по одной методологии, чтобы была основа для проектирования. Есть компания ABLE, которая проводит стратсессии. И есть Клуб фасилитаторов, чтобы люди, которые проводят стратсессии, усиливали друг друга. Потому что быть вместе — это значит быть сильнее.