Антикоференция «Никто не знает, как правильно... проводить стратсессии» / 10 ноября, Москва
Урок 1. Введение

Стратегическая сессия:
просто о сложном

Бесплатный онлайн-курс

Когда люди говорят «стратегия», они подразумевают разные вещи. В этом уроке разберемся в этом понятии, узнаем, что такое стратсессия и как понять, что компании нужно ее проводить.

Как связаны между собой стратегия и стратегические сессии?

Когда люди говорят «стратегия», они подразумевают разные вещи. Это может быть стратегия компании как перспективный взгляд в будущее, намечаемый план действий, придуманный прием для отдельных аспектов бизнеса, реализация и корректировка намеченного плана. В истории менеджмента есть много разных школ и подходов к пониманию стратегии. Каждый принцип стратегирования основывается на своих методах и моделях.

Например:

  • Инструменты SWOT- и STEP-анализа, модель Пяти сил Портера подходят для определения стратегии как текущей позиции компании.
  • Для понимания стратегии как предвидения задействуются инструменты форсайт-мышления, анализа трендов, формулирования гипотезы поведения потребителей на основе потребностей, сценарное планирование.
  • Для стратегии как планирования или принципа поведения могут использоваться различные целевые показатели, планы и дорожные карты.

В зависимости от привычек собственников, топ-менеджмента, корпоративной культуры и корпоративных принципов обычно выбирается комбинация из перечисленных подходов.

Есть три варианта разработки стратегии компании:
  • 1
    Собственник бизнеса самостоятельно разрабатывает стратегию компании и транслирует ее команде
  • 2
    Привлекаются внешние консультанты или эксперты, которые разрабатывают стратегию для компании
  • 3
    Собственник определяется со своим видением развития, а далее проходит цикл стратегических сессий с командой топ-менеджеров: на них прорабатывают стратегию и ее реализацию, отталкиваясь от глобального видения и миссии компании
Когда для разработки стратегии привлекается команда, процесс называется стратегической сессией.
Стратегическая сессия — это встреча или цикл встреч, в ходе которых определяется текущая позиция компании, перспективное видение развития, дорожная карта для достижения стратегических результатов.

Также на встречах, которые называют стратегическими сессиями, рассматриваются вопросы корректировки текущей дорожной карты и отдельные стратегии для продуктов или направлений. Стратсессии могут включать в себя индивидуальную и групповую работу, встречи с экспертами.
Стратегические сессии очень важны для проработки стратегии компании. В процессе стратегирования может проводиться целый каскад стратсессий, в которых принимает участие разное количество человек.

Даже если компания не организовывает отдельные мероприятия, то процесс стратегирования у нее все равно проходит в том или ином виде — в голове у собственника, на встречах топ-менеджеров, в обсуждениях и коротких решениях на совещаниях. И чем больше компания, количество человек, сложность окружающего мира, тем быстрее у лидеров возникает потребность в проведении стратегических сессий.
Елена Литвинова
Co-founder ABLE, фасилитатор

Что не является стратегической сессией

Это любой процесс, который не включает в себя обсуждение и принятие стратегических решений, не связан с будущим компании и не предполагает активного участия ключевых лиц.

Также не стоит путать стратегическую сессию с обычными совещаниями или встречами, на которых обсуждаются текущие вопросы и задачи.

Как понять, что нужно провести стратегическую сессию

  • Когда кардинально изменились внешние или внутренние обстоятельства
  • Команда потеряла энергию и понимание, куда движется бизнес
  • Необходимо выбрать и сфокусироваться на наиболее приоритетных направлениях
  • Нужно проработать новые направления, идеи или продукты
  • Перед началом очередного цикла стратегического планирования, например, один раз в год

Нужно ли создавать стратегию компании в формате документа

По итогам стратегических сессий появляется много важных артефактов.
Текущая ситуация
анализ компании и рынка в целом, отраслевой конкурентный анализ, анализ потребностей клиентов, ценности компании и принципы взаимодействия.
Взгляд в будущее
сценарии развития отрасли, трендов, клиентских потребностей, глобальное и практическое видение компании, миссия, возможные стратегические направления развития компании или отдельных продуктов, ключевые показатели или метрики.
Стратегическое планирование
перечень действий, которые приведут к достижению стратегического видения, дорожная карта, как стратегия разворачивается во времени, текущий план действий.
Артефакты стратегической сессии можно оформить в единый документ, который будет называться «Стратегия» и с которым может работать команда. Это может быть расширенный вариант документа для работы топ-команды и отдельные документы с выдержками из общей стратегии для работы отдельных команд и направлений.

В нашей практике мы встречали разные варианты оформления стратегического документа по итогам сессий. Всегда это основывается на опыте и привычках команды топ-менеджеров и собственника. Хорошо, когда есть единая таблица, в которой сведены все ключевые показатели, варианты достижения и метрики. Обычно команде удобно, если все оформлено в виде презентации в едином стиле. Главное — не пишите много текста, чтобы было удобно читать с экрана и показывать в аудитории.

Если вы не проводите стратегические сессии, а привлекаете внешних консультантов, то они должны передать вам документ со Стратегией, в которой должны быть отражены все важные аспекты. В этом случае обязательно проведите с ними серию встреч, чтобы понять, что именно они рекомендуют делать.
Я не верю в стратегии, разработанные кем-то посторонним. Никто, кроме вас самих и вашей команды, не знает лучше компанию, рынок, все нюансы. В процессе стратегирования вы можете опираться на внешние исследования. Но практика показывает, что опираться на чье-то экспертное мнение бывает даже опасно.
Елена Литвинова
Co-founder ABLE, фасилитатор

На какой период разрабатывать стратегию

Исторически считалось, что стратегию нужно разрабатывать как долгосрочный документ сроком на 3, 5, 7, 10 лет. Это был документ, на который ориентировалась вся компания, с которым сверялись каждый год. Тогда циклы развития рынков и отраслей были относительно прозрачны и понятны.

Но по мере того, как мир становился турбулентным, запутанным, непредсказуемым, сроки, на которые разрабатывались стратегии, уменьшались. С 2020 года, года старта максимальной неопределенности, имеет смысл разрабатывать короткие стратегии — на несколько месяцев или год.
Был ли материал полезен?

Следующий блок будет посвящен
подготовке к стратегической сессии
Мы поговорим о том, кто в компании обычно отвечает за организацию сессий, как выбрать ведущего, спланировать бюджет, место, тайминг, выбрать участников. А также как разберемся, возможно ли провести стратегическую встречу самостоятельно.