Когда люди говорят «стратегия», они подразумевают разные вещи. Это может быть стратегия компании как перспективный взгляд в будущее, намечаемый план действий, придуманный прием для отдельных аспектов бизнеса, реализация и корректировка намеченного плана. В истории менеджмента есть много разных школ и подходов к пониманию стратегии. Каждый принцип стратегирования основывается на своих методах и моделях.
Например:- Инструменты SWOT- и STEP-анализа, модель Пяти сил Портера подходят для определения стратегии как текущей позиции компании.
- Для понимания стратегии как предвидения задействуются инструменты форсайт-мышления, анализа трендов, формулирования гипотезы поведения потребителей на основе потребностей, сценарное планирование.
- Для стратегии как планирования или принципа поведения могут использоваться различные целевые показатели, планы и дорожные карты.
В зависимости от привычек собственников, топ-менеджмента, корпоративной культуры и корпоративных принципов обычно выбирается комбинация из перечисленных подходов.
Есть три варианта разработки стратегии компании: