Антикоференция «Никто не знает, как правильно... проводить стратсессии» / 10 ноября, Москва
Урок 4. после сессии
Бесплатный онлайн-курс

В этом уроке разберемся, что делать после проведения стратегической сессии и как может выглядеть итоговый документ.

Что важно сделать после стратегической сессии

Процесс стратегирования бесконечен, внешние и внутренние обстоятельства влияют на периодичность и глубину. Стратегические сессии с командой — это одна из частей всего процесса.
Стратегия, стратегирование и стратегические сессии — это понятия разного масштаба и глубины, но все они связаны. Для ориентира, куда и как идти, создается стратегия. Процесс создания стратегии — это стратегирование. Он может состоять из разных событий с разными людьми, одно из которых — стратегические сессии
Елена Литвинова
Co-founder ABLE, фасилитатор
Сами по себе встречи команды вокруг обсуждения стратегии имеют огромную ценность. Команда выравнивается в понимании, куда движется бизнес, участники совместно обсуждают и фиксируют ключевые точки развития, появляются артефакты стратегии, на которые можно опираться в коммуникациях. Все, кто участвует в стратегических обсуждениях, являются потенциальными агентами изменений в компании: они понимают, что и зачем происходит, знают, что внесли свой вклад в развитие компании.
Ключевое заблуждение, с которым мне приходилось сталкиваться на практике, — это желание на одной стратегической сессии заполнить весь документ стратегии от начала и до конца. Ориентируясь на эту цель, заказчик приглашает на стратегическую сессию всех, кого только можно. По итогам такой стратегической сессии мы рискуем получить ничтожный результат с точки зрения глубины проработки самой стратегии. Я обычно предлагаю разделить процесс групповых обсуждений на несколько этапов, под разные блоки создания стратегии и с разной целевой аудиторией. И не забывать выравниваться между разными участниками во время процесса стратегирования.
Елена Литвинова
Co-founder ABLE, фасилитатор
Каким бы образом вы ни выстроили свой процесс, в результате стратегической сессии у вас должны получиться итоговые артефакты, которые включаются в документ или презентацию стратегии.


Возможные разделы для описания стратегии в документе или презентации могут быть такими:
  • Глобальное видение и миссия компании через 5, 7, 10 лет.
  • Ключевые вызовы бизнеса в текущий момент.
  • Практическое видение результатов деятельности компании через 2−3 года: цифры, факты, к чему стремится компания, на каких клиентов ориентируется, с какими рынками работает.
  • Стратегические фокусы развития, обычно 3−4, за счет которых достигается практические видение.
  • Какие именно проекты изменений входят в каждый стратегический фокус, на каких изменениях важно сосредоточиться.
  • Какие метрики у каждого проекта изменений, по которым будете измерять движение к практическому видению.
  • Дорожная карта — что нужно сделать в ближайший месяц, 3 месяца, год по каждому из проектов изменений, на 1−3 месяца расписываются подробнее ключевые шаги.

Что важно не забыть после стратегической сессии

Первые шаги по доработке

Чаще всего времени не хватает, чтобы проработать все аспекты на стратегической сессии. Хорошим результатом сессии является таблица договоренностей о самых первых шагах по доработке результатов. В таблице должно быть зафиксировано, кто, что и в какой срок делает. Ориентируясь на нее важно провести встречи по выравниванию между участниками стратегической сессии, во время которых вы договоритесь, как, когда и кому их презентовать.


Сборка в итоговый документ

После стратегической сессии фасилитатор или один из участников делает сборку всех данных в итоговый документ, с которым будет работать компания. Это может быть текстовый документ, презентация или доска в Miro.
Самое сложное для ведущего стратегической сессии — это аккуратно, не потеряв все смыслы, оцифровать то, о чем говорили участники. В каждый момент времени на сессии много аспектов, которые обсуждаются, но не все фиксируется дословно. Мы чаще всего договариваемся с заказчиком, что процесс обсуждения будет организован таким образом, чтобы важные смыслы были зафиксированы на флипчартах, стикерах и карточках. После мы все аккуратно фотографируем и передаем заказчику презентацию, в которой прописан ход сессии и итог, а также отдельную ссылку на папку с фотографиями результатов работы.

Я стараюсь, чтобы группа в самом конце сессии договорилась, кто будет оцифровывать результаты и в какой срок. Моя задача — вовремя все отдать и помочь договориться, как будет организован процесс переноса результатов, когда будет ближайшая встреча. На это в самом конце сессии выделяем от 10 до 40 минут. Этот блок является залогом того, что группа не просто уйдет с сессии, а будет понимать, что делать дальше.
Елена Литвинова
Co-founder ABLE, фасилитатор
Распространенные заблуждения после стратегической сессии:

  • все в компании достаточно мотивированы и информированы, чтобы действовать;
  • ведущий стратегической сессии оценит ваш содержательный результат и укажет, какие есть ошибки и в чем нужно корректировать стратегию;
  • на разработанную стратегию можно будет опираться ближайшие годы;
  • мы плохо проработали всю стратегию, потому что ведущий сессии неправильно выстроил процесс или участники не захотели углубляться.
Для меня процесс подготовки, проведения стратсессии и приземления результатов неразрывно связан. С разными компаниями мы проходим по-разному этот путь. Но в любом случае, от хорошей подготовки и партнерского диалога с заказчиком стратсессии зависит буквально все. Если у нас нет доверия, мы не сможем быть друг с другом качественно в процессе. Если я чувствую, что не смогу помочь в конкретном запросе, то я не иду в проект, возможно, я не тот фасилитатор, который нужен компании. Так бывает, это нормально.

Я знаю, что компаниям, которые впервые проводят стратегические сессии, очень страшно довериться незнакомому человеку. Но у вас все получится, если интуиция подсказывает, что фасилитатор:
  • держит объем бизнес-задачи;
  • понимает, что реально можно сделать;
  • предлагает наилучший результат, который можно совершить с этим количеством людей за отведенное время;
  • не обещает слишком много;
  • у вас сложился хороший партнерский разговор.
Елена Литвинова
Co-founder ABLE, фасилитатор

Пример сборки стратегии в один документ

IT-стартап «Moon Food», который нашел свой устойчивый продукт и готов развиваться. Приложение для заказа еды для путешественников на Луну, которое кастомизируется для каждой компании-перевозчика.
Был ли материал полезен?